была в прошлые выходные на классном семинаре Криса Роланда, который организовали ELT Trends (https://elttrends.com/chris_roland_2019) – много думала )) а потом посмотрела на неделе десяток видео с уроками коллег из проекта «Учитель для России» и снова много думала – про classroom management, который, как удачно сформулировал Крис, лучше бы не classroom, а learning.
Крис как-то очень к месту напомнил мне (и всем нам)) о том, что лучше менеджерить не класс как событие (типа, групповая работа, что делать с early finishers, как повторить правила поведения и т д) — а учёбу в классе (типа, как засадить всех за работу, как помочь Васе, как дать больше работы Диме и т д).
из того, что вижу на уроках есть, как мне кажется, большая проблема, которая часто маскируется под проблему «classroom management» или даже «проблемы с дисциплиной» — это ситуация, когда в группе дети «простаивают» и ничем не заняты. это бывает и в больших, и в небольших классах, тут не особо размер (группы) имеет значение, и даже уровень не так уж важен, «выпадают» и подростки низкого уровня в больших группах, и дети высокого уровня в маленьких группах. очень интересно подумать, конечно, как можно отладить этот процесс.
попробую отследить это у себя на уроках и систематизировать способы решения 🙂 пока вот что получается ->
проблема: в классе/группе пока говорит учитель или кто-то один, вся группа не занята и простаивает, ничего не делает, вскоре начинает занимать себя чем угодно.
вопрос: какие формы работы обеспечат осмысленную полезную работу всей группе (as opposed to один отвечает, остальные висят на люстре или дерутся на свежезаточенных карандашах)?
как говорится, possible answers:
*тут я подумала про то, как Крис периодически говорил, что на уроках они в основном делают упражнения с детьми* 1 упражнения в учебнике/по грамматике – раздать, сделать первое вместе, дети дальше едут сами, потом сверка в парах (если дети рабочие, если любой перерыв в работе сказывается отвлекающим образом, то пропускаем) и проверяем всем классом, ответы на доске фиксирует учитель, остальные поменяли карандашики и проверяют-исправляют у себя.
2 повторение слов по карточкам – у каждого пачка карточек/приложение Квизлет, пять минут (2-3-4?) повторяем, просто перечитывая слова на английском и русском (defenitions, у кого они).
3 все смотрят видео (вообще, смотреть видео — хорошее одновременное для всех дело) и, например, заполняют пропуски в хэндауте
4 все слушают (аудирование тоже хорошее одновременное дело для всех) и читают + следят по тексту (ещё и полезно для чтения)
+ вообще слушать и что-то делать + потом сверяться кажется очень хорошим занятием с максимальной эффективностью для индивидуальных участников группы.
5 ещё появилось такое соображение, что стадии презентации или объяснений или любой демонстрации учителю надо прямо сознательно сокращать максимально и разбивать на короткие части. минуту или две объясняем всему классу, дальше весь класс записывает что-то с доски. или: минуту объясняем, минуту дриллим устно все, а потом записываем с доски. может, это актуальнее для нерадивых и непоседливых отроков из школ, где работают мои коллеги из «Учитель для России» (и чьими видео я так вдохновилась) — или для детей, у которых attention span невелик.
6 пересадить так, чтобы те, кому нужно больше поддержки, были под рукой и поближе, и не было опасности «недосмотреть» и пропустить ребят, которые скучают, играют в телефон или уже жгут костры на задней парте + вообще продумать рассадку – кто с кем болтает, кто кому помогает, много думать и пересаживать, искать the best match. и, может, тогда больше работы в парах – в хороших пара.
7 ходить по классу и всегда смотреть, кто что делает, помогать по ходу и исправлять сразу, помогать начать обязательно. обязательно мониторить, кто не занят и занимать их.
8 индивидуальные напоминалки (типа, Вася, потише), но не со своего места кричать/делать замечание, а подойти и напомнить, можно постоять рядом. и реально в жанре «напомнить», не ругаться. обязательно знать имена, пользоваться бейджами или какими-то ещё подсказками, чтобы адресно обращаться, если большая группа/много детей.
9 убедиться, что все поняли инструкции. записывать их на доске, как-то ещё визуально поддерживать. подойти и объяснить, кто не понял. вообще, побольше на доску — план урока, номера страниц, порядок действий.
конечно, вся парная работа в идеале стоит в этом списке в самом начале – но, например, в начальной школе и особенно в большом классе это формат, требующий большого учительского участия и работы, поэтому подразумеваем, но со звёздочкой.
аминь (на самом деле нет — скорее to be continued)